воскресенье, 31 августа 2014 г.

Как это носить-3?

Фото Надежды Куниловой


Я последнее время полюбила системность, списки и упорядоченность. Поэтому этот пост называется как продолжение двух материалов о вещах и украшениях. Хотя точнее было бы назвать его "Как с этим жить?" Речь снова пойдет о личном опыте, но на этот раз он касается предметов быта "в русском стиле". С которыми я, собственно, живу к собственному удовольствию и радости. Под "русским стилем" мы договоримся понимать все отечественное, чтобы не путаться.


Все началось с сугубо эстетического увлечения. Я давно по мере сил коллекционирую промыслы, отечественные и зарубежные. При этом страшно не люблю бесполезные в хозяйстве сувениры и прочие пылесборники. Да, порой единственной функцией вещи может быть способность радовать глаз. Но если ее можно совместить хоть с какой-нибудь другой, зачем отказываться?


Отчасти этот пост можно считать ответом на любимый вопрос историка моды Александра Васильева (он его озвучивает: почему мы в России не можем сделать даже кружку? Кружки как раз можем и делаем, причем неплохие. Правильная формулировка: почему мы выбираем не их? Но это тема для отдельного разговора. 

1. Шкатулки и прочие системы хранения с росписью.



Роспись по дереву - это, как известно, не только хохлома.  Есть еще городецкая, северо-двинская, полхов-майданская, вятская, мезенская и много-много других. Я лично к хохломе равнодушна и дома ее не держу. Хотя надо бы, пожалуй, что-то в коллекцию. Зато люблю Городец и Мезенскую, найти хорошие образцы которых, к тому же, сейчас не трудно.




Самый полезный предмет из расписного ассортимента - шкатулка. У всех девочек есть колечки-сережки, заколки, флешки и прочие мелочи, которые лучше хранить где-то кучкой. А тут радовать будет не только содержимое. Ну и опять же - яркое интересное пятно на полках.

Моя мечта - большой расписной короб. 



И вещи можно складывать, и акцент в интерьере создает. Но на это надо копить очень долго.

2. Посуда Гжель.



Когда-то, веке в 17, Гжельская керамика была полихромной с преобладанием желтых и зеленых красок. Но об этом уже мало кто помнит. Теперь Гжель - это синоним сине-белой посуды.

В бытовом смысле оно, пожалуй, и к лучшему. Сине-белая керамика отлично смотрится (а вещи хорошего качества удобны и служат тоже неплохо) и сочетается со всем остальным от ЛФЗ до того же Дельфта и Китая (ну вдруг у кого есть). У меня живут гжельские чашки, тарелки, блюдца и прочая домашняя посуда. 


Прошлой зимой, например, гжельская фабрика (там, как везде теперь, существуют фабрики, просто мастерские и т.д., и т.п.) привезла на "Ладью" вещи такого качества, что домой хотелось унести всё. 

Мой личный совет - не берите вещи с позолотой, она все портит. И стоит почему-то почти как Воробьевский. Хотя на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные.


3. Гусь-Хрустальный.


Сама уже запуталась, жив завод или все-таки умер. Слышала, в конце концов вроде воскресили. Но, как бы там ни было, продукция его по-прежнему попадается. Я, например, люблю вот эти стаканы - за современную форму и традиционное качество исполнения.


4. ЛФЗ



Теперь это называется Императорский фарфор. Мои фавориты: традиционная кобальтовая сетка, либо белый с единственным декором в виде золотой каемочки и монохромный темно-кобальтовый с ней же. Ну или Воробьевский, но вещи с повторениями его росписей стоят как три чугунных моста.

Также рекомендую отечественный фарфор Вербилок и Дулева. У вторых давно хочу себе сервиз с золотым оленем - легендарное произведение советского дизайна, между прочим. Люблю этот оттенок красно-оранжевого, это видимо что-то из детства. 


Но обычно, чтобы не разоряться на сервизы, которые большую часть времени будут стоять без дела, я стараюсь покупать отдельно по одной-два чашки или чайной/кофейной паре. То же самое, кстати, касается и гжели, и любой другой посуды (еще я очень люблю финнов). Это небанально, весело и отлично смотрится в шкафу. При этом никаких лишних предметов. 

5. Лоскутное одеяло.




Мне очень нравится новая мода в домашнем текстиле - имитация техники пэчворк или лоскутного одеяла. Судя по тому, как быстро они разлетаются, нравится не только мне. Единственный совет: выбирайте более спокойные цвета и оттенки, чтобы не нарваться на череду ярких снов про работу.

6. Клинская елочная игрушка



На "Ладье", куда фабрика "Ёлочка" традиционно приезжает, ее стенд берут практически штурмом все дни с четверга по воскресенье. Оно и понятно: после стеклянных клинских чудес, как будто из детства, смотреть на пластмассовых китайских Санта-Клаусов совсем не хочется.







среда, 27 августа 2014 г.

Афиша: выставка “Мода Петербурга XIX – начала XX века" в Коломенском



Раз теплая и сухая летняя погода нас, по всей видимости, покинула, самое время отправиться по музеям. Настоятельно рекомендую начать с Коломенского, где до 26 октября идет роскошная выставка “Мода Петербурга XIX – начала XX века. Из собрания Натальи Костригиной и МГОМЗ”




Рубеж веков, роскошные платья и аксессуары, все как мы любим. Сразу становится грустно от того, что с революцией мы потеряли модную индустрию - мастерских, модных фирм разного масштаба и т.д., которую неизвестно когда можно будет восстановить. Учитывая, что за XX в у нас окончательно и бесповоротно привыкли любить западный дизайн, а любой намек на иностранное происхождение вызывает у покупателя слюноотделение. Вспомните все эти псевдоитальянские названия многих российских фирм. 

От себя могу добавить, что экспозиция очень грамотно организована, что не удивительно, учитывая рабочую группу. Очаровательная деталь - часть вещей снабжена краткой, но очень информативной справкой. Чтобы посетители, даже случайные, не путались во всех этих ротондах и труакарах, и понимали, почему пальто изменило свой фасон. Часто на такие таблички не обращают внимание, но эти советую почитать обязательно. 




Подробнее о выставке можно почитать на сайте музея. 

Честно говоря, до посещения выставки я ничего не знала о петербургском коллекционере Наталье Костригиной. Хотя стаж ее, как я поняла из изученных потом публикаций, весьма велик, а уровень ее собрания, судя по экспонатам, очень высокий. Остается только пожалеть, что не все отечественные коллекционеры известные также широко, как Александр Васильев. 

Если я правильно поняла, Костригина сознательно сузила тему своей коллекции и обращает внимание в первую очередь на петербургскую моду. Во всяком случае этот акцент был на нескольких ее российских выставках. Если это действительно так, очень хотелось бы, чтобы однажды на основе ее собрания была написана книга о модной индустрии имперского Петербурга. есть же замечательной эрмитажное издание "Ювелиры старого Петербурга".

И нам не пришлось бы читать только переводный книги о дореволюционной российской моде или разыскивать у букинистов давно распроданные небольшие тиражи старых эрмитажных каталогов.

Ну а теперь фото, много фото!










А это еще одна отличная задумка - игра, в которой нужно одеть историческую барышню. Самой у меня не хватило времени сыграть, но подруга попробовала - и ей удалось уложиться в отведенное время только с третьей попытки.





Между прочим, когда-то именно так - в виде подобной шали - выглядело целое состояние. Настолько дорогими они были.