пятница, 18 июля 2014 г.

По местам: блошка на Удельной


В блоге премьера новой рубрики, которая также перекочевала сюда из моего старого ЖЖ. Она будет называться "По местам...". Дома, музеи, усадьбы, блошиные рынки и магазины - словом, всё то, что может быть интересно человеку, заглянувшему в "Русскую старину".

В первом выпуске - блошиный рынок на станции Удельная в Санкт-Петербурге. Я давно и много про него слышала, но почему-то была уверена, что долететь туда, как говорится, можно только самолетом. А перспектива дальней дороги на электричке не то чтобы пугала, но всегда находились другие дела поближе. Наконец во время очередного визита в Петербург я исправила это недоразумение. Попутно выяснила, что жестоко заблуждалась, и до Уделки совсем недалеко от центра на метро. А дальше - своим ходом вдоль ж/д путей и рядов с дешевой одеждой и прочими радостями рынка. Собственно блошка в традиционном понимании находится в дальнем от метро конце. Лучше захватить зонтик в дождливую погоду и головной убор в солнечную - место там открытое и так будет комфортнее. 



Прекрасная лампа с зеленым стеклянным абажуром - моя мечта.

Вот так это выглядит в целом


В целом могу сказать, что место любопытное и своеобразное. Настоящая блошка, хоть и небольшая, - надо копаться и искать сокровища в груде малоценного барахла. Лично я погорела, копаясь с коробке со старыми советскими часами, совершенно безобразно сваленными в кучу, после чего руки пришлось отмывать водой. Большого количества музейных редкостей там, как мне показалось, нет. Большинство торговцев производит впечатление вторых рук - то есть следующих после непосредственных владельцев, расчищавших квартиру. Потому и ценники довольно умеренные. Но если вы не собиратель коллекции мирового уровня, а просто хотите добавить в собственные интерьер изюминки или делаете тематическое пространство (студии, кафе/ресторана и т.д.), Уделка - то, что нужно. Судя по количеству молодых людей, которых я там встретила, многие именно эту цель и преследуют. Поскольку я и мои знакомые - из этой же категории, я поход на Удерку настоятельно рекомендую. Меня, кстати, не покидает ощущение, что тот же Александр Васильев интерьеры своих жилищ собирал по тому же принципу, с поправкой на место происхождение материала - а какой замечательный эффект. 




К вопросу об атмосфере, создаваемой при помощи старых вещей, небольшое лирическое отступление в виде фрагмента интерьера одного лондонского паба. Называется, когда отсутствие реставрации - это тоже художественный приём. 



Но вернемся в Петербург. По ассортименту... Много самоваров, старых чемоданов. В хозяйстве эти вещи, может, теперь и бесполезны, но атмосферу по-прежнему создадут на ура. Много старых швейных машинок, включая невероятно прекрасные "Зингеры". Надо сказать, что если вложиться в ремонт, то это - неплохое приобретение. Например наш семейный "Зингер" до сих пор прекрасно выполняет свои обязанности. Собственно, это и подкрепило мое впечатление "народного" рынка. По итогам нашего недавнего дачного переезда могу сказать, что весь упомянутый выше ассортимент - очень точный срез того, что, как правило, сохраняется у среднестатистического жителя РФ от прошлых поколений после всех катаклизмов XX в. Все остальное, если не гибло, радостно выкидывалось, а их обычно составляли в чуланы или относили на чердаки и там забывали. Свой самовар с дачи я забрала - когда-нибудь у меня будет новая кухня, а он, очищенный, будет там создавать атмосферу. Чемоданы мы отправили с корабля современности, о чем я, признаться, уже жалею. 





Достаточно много советских часов. Петербург (точнее, Петергоф) - как мы знаем, центр одного такого производства, существующего, правда в сильно измененном виде, до сих пор. Речь о знаменитой "Ракете".  Вот моя, называется "Черный Коперник". Правда, покупала я ее не на Уделке. Там мне такие не попадались, хотя я очень хочу белый вариант.



Удивилась, что не так много фарфора, еще меньше - редкого. В основном остатки широко распространенных сервизов и мелкой пластики. Практически нет бижутерии и хорошей винтажной одежды. М
аловато мебели и хороших картин. Но вот забавная история. Наше с подругой внимание обратили на себя резные стулья с грифонами. За полтора (буквально - один целиковый, от второго осталась только спинка с задними ножками) просили, кажется, 20 000 руб. 


А потом в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости (это замечательный музей и про него я обязательно напишу отдельно) в зале, посвященном банковскому, кажется, делу и прочим конторским, мы встретили вот это:




Они не совсем идентичны, но очень похожи. Собственно, сам музей этот не рассчитан, в отличие от Эрмитажа, поражать воображение шедеврами первого ряда. Как, кстати, знаменитый музей-квартира Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. И в этом их прелесть. Там очень много не слишком ценной мелочи. Но он показывает нечто не менее важное - красоту старого российского быта, ныне фактически утраченного.

Фото - Екатерина КУЛИНИЧЕВА для блога "Русская старина"



Комментариев нет:

Отправить комментарий