вторник, 21 апреля 2015 г.

Новый Фандорин: опыт литературного анонса

Надо сказать, что последнее время меня нечасто посещает ажитация в преддверии какого-либо события. Такой приятный зуд нетерпеливого ожидания. Видимо, с годами и от такой профессии становлюсь циником: все проходит, мадемуазель, и это тоже. И все уже было, было... Но это как раз такой случай, когда хочется, не почистив зубы и без завтрака, бежать в книжный (простите, электронные форматы, я старомодна). Выходит новый Фандорин. А это один из моих любимых литературных циклов.





На самом деле, я не люблю последние романы цикла "Весь мир театр" и "Черные город". Для меня эти книги - одинаковые. В них нет той фантазии и волшебной игры с языком, антуражем, предметным миром, которая отличает "Азазель", "Статского советника"  или "Смерть Ахиллеса". Первые романы читаешь - и понимаешь, как писатель любит каждую букву, как его захватывало все это придумывать. Я очень текстоцентричный человек, мне это важно.

Мне кажется, я понимаю, что произошло с автором - он просто устал. И жанр стал казаться тесноват, и надоело. Но народ требует! Так происходит со всеми выдающимися писателями-жанровиками. Конан-Дойль сбрасывал Холмса в водопад и уходил в мистику и фантастику, Агата Кристи отводила душу на любовных романах. Хотя она, как все женщины, была более дальновидна и завела себе подушку безопасности в виде целого пантеона героев и десятилетий. Надоела, предположим, мисс Марпл - можно переключиться на Пуаро или вовсе забыть про эту знаменитую парочку и вывести расследователя из числа простых граждан (очень люблю эти ее детективы, кстати).

Дороти Сэйерс тоже очень хотелось сказать миру что-то большее, поэтому ее Питер Уимзи и Гарриет Вэйн после бодренького начала целый толстый том спорили об отношениях мужчины и женщины на фоне достаточно вымученной интриги с трупом цесаревича Алексея. Но детективы "золотого века" - это вообще отдельная история. У меня есть теория, что их авторы, как итальянские маньеристы после титанов Возрождения, оказались в ловушке "всё придумано до нас". Отсюда и все их формальные поиски. Зато какие там бытовые зарисовки, какой любование повседневной жизнью! Все эти свадьбы в конце опять же. 

Возможно, дело в том, что детективы традиционно считаются невысоким развлекательным жанром.  А людям хочется быть серьезными, когда им есть, что сказать. Хотя на самом деле любой хороший детектив, конечно, дает объемную картину жизни и эпохи. Именно поэтому их хочется перечитывать - хотя ты уже давно знаешь, чем дело кончится и кто убийца. У той же Сэйерс после скучноватой "Где будет труп?" появляется прекрасное "Возвращение в Оксфорд". В котором она находит идеальный баланс, когда благодаря продуманной структуре не в ущерб хорошему детективу получается проговорить волнующие тебя темы: место женщины в обществе и науке, борьба за права и т.д. И одно не спорит со вторым, а дополняет.

Я очень надеюсь, что Акунина отпустило после "Аристономии", которая была задумана как "настоящий серьезный роман", и документально-художественного цикла по российской истории. Что они с Фандориным пожили отдельно, отдохнули друг от друга и соскучились. Но даже если нет, все равно очень любопытно, что же получилось.

"Планета Вода" - это три повести «Планета Вода», «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть?». По авторской классификации это «технократический детектив», «ностальгический детектив» и «идиотический детектив». Действие происходит до событий романа "Черный город" (поэтому как Фандорин выжил, вы из новой книги не узнаете).

Старт продаж на всех носителях - сегодня, 21 апреля. 

Прочитать отрывок можно в ЖЖ Бориса Акунина.

А какие книжные серии любите вы? 


Комментариев нет:

Отправить комментарий