среда, 28 января 2015 г.

Good лак: история одной вещи

Давно уже хочу поделиться некоторыми своими находками с декабрьской "Ладьи". Я стараюсь не тащить в дом все подряд. Это не значит, что я живу с двумя платьями, кофеваркой и одной табуреткой в четырех голых стенах. Вовсе нет. Более того, я считаю, что радовать глаз - это тоже вполне себе функция. Но все равно стараюсь жестко ограничивать себя в приобретении вещей вроде фарфоровых статуэток (у меня всего две, оба раза категорически не смогла устоять). И предпочитаю сувениры с явно выраженным практическим смыслом: посуду, шкатулки, текстиль и т.д. 

Это была прелюдия. Теперь же главный герой - моя первая лаковая коробочка. 



На самом деле, я никогда не собиралась специально покупать себе лаковую миниатюру. Мне не близок маньеристский стиль сказок современных Палеха и Мстеры. Хотя как явление я обожаю палехские агитлаки первых лет советской власти. Это что-то, пусть и очень курьезное. Я всегда больше любила Федоскино - самый старый российский центр, который занимался этими коробочками еще до революции, а не был вынужденно перепрофилировал из центра иконописи, чтобы люди не умерли с голоду. Но оно, во-первых, в разы дороже (цена на коробочки начинается от 10 - 12 тыс руб). К тому же современные вещи, выполненные по старым традиционным сюжетам, кажутся какими-то чересчур глянцевыми. Нет в них жизни. Не осуждаю мастеров: где же им теперь подсмотреть трактиры, волооких красавиц и настоящие тройки? Зато глянца вокруг сколько хочешь. Вот и переносятся художественные впечатления. Избежать этого невозможно. А старое, дореволюционное - где же его взять? 

Но от этих птичек уйти не смогла. Они такие, что с полоборота запускают фантазию. Так и представляешь себе, что эту коробочку с мотивами дальневосточного искусства могла купить какая-нибудь красавица в период скитаний где-нибудь в Харбине или Китае 20-х, 30-х, 40-х. И потом увезла с собой, оставив на память внукам. Очень сложное и жестокое время, но какое богатое визуальное наследство оно оставило. Помню, как мы не могли от витрин Китая того периода в Музее Виктории и Альберта. Хотя вещей там было всего несколько. Или та же красавица приобрела ее во вполне мирное время в магазине каких-нибудь диковинок, эксплуатирующих моду на восточное искусство. 

Купила ее на стенде Холуя (один из четырех самых знаменитых центров российских лаковых миниатюр), хотя на самой шкатулке стоит надпись "Палех". Скорее всего, художник из Палеха сделал шкатулку и просто отдал знакомым на реализацию. Такие кооперации последнее время встречаются довольно часто: например, на недавней выставке Палеха в ЦДХ была витрина художников из Мстеры. Дела у российских лаков, судя по тому, что говорят, идут не очень. Потому выживают, как могут. Жаль только, что в процессе часто стираются стилевые различия: мастера одного центра начинают работать в стиле другого. 

В пользу моей версии говорит и тот факт, что на коробочке нет фабричного клейма. Это значит, что вещь сделали дома  и она не проходила через фабричный ОТК. Тоже очень распространенная практика в наше время на всех промыслах. 

Еще один совет: если вам хочется завести дома лаковую миниатюру, но нет желания сразу выкладывать за маленькую шкатулку десятки тысяч - обратите внимание не на Палех и Федоскино, а на Мстеру и Холуй. Они доступнее. А выбор сюжетов весьма широк, и каждый может найти себе что-то по душе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий