А вот и вторая часть интервью с Татьяной, владелицей винтажного магазина Hush Honey Shop. Огромное спасибо за большое количество положительных отзывов и интерес к новой разговорной рубрики. Это очень вдохновляет. Так что интервью в блоге быть! Первую часть разговора можно найти здесь.
- Лично мне немного жаль, что винтажная бижутерия — это импортная история. Хотя советские ювелирные предприятия экспериментировали в этой области, я видела эти вещи в музеях.
- Мне кажется, у нас довольно долго было не очень принято украшать себя. А у тех же американцев все было совсем иначе. Так что, на мой взгляд, здесь сказался целый комплекс причин, в том числе различия в культуре и менталитете. И даже если бы у нас было хорошее массовое производство бижутерии, просто в силу общественной идеологии на нее не было бы такого спроса.
Не говоря уже о том, что многие воспринимали украшение как вещь, которую в случае чего можно сдать в ломбард. Все эти истории о бриллиантах, зашитых в пояс или в шелк. Хотя есть украшения, оценивать которые исключительно по весу драгметалла — практически акт вандализма.
- Существует ли специфический российский вкус в винтажной бижутерии?
- У нас, к сожалению, ведутся на то, что известно большому количеству других людей. Отсюда периодически возникающее повальное увлечение некоторыми марками, как это было с Askew London. Это та же история, что и с громкими модными брендами, когда с вещи ее стоимость и статус считываются как по штрих-коду. Сейчас ситуация потихоньку меняется. Молодые люди или те, кто неоднократно бывал за границей, начинают подходить к вопросу иначе. Но вещи или марки, которые мало кому здесь известны, все равно, как мне кажется, покупают менее охотно.
- Российские цены на короны от Trifari, дуэты Coro и другие знаковые, коллекционные предметы классической винтажной бижутерии, на твой взгляд, закономерны?
- Эти украшения недешевы сами по себе. Каталожные вещи ведь существуют в ограниченном количестве. Понятно, что в России цена будет чуть выше, но незначительно. Это не та история, когда в Америке вещь стоит 10 долларов, а здесь — все 500.
В нише коллекционных винтажных украшений есть свои проблемы. Например, в какой-то момент все бросились привозить сюда коллекционные украшения и известные марки. Это, конечно, не самый дальновидный подход. У покупателей, во-первых, создалось впечатление, что этих вещей много, и они не такая уж и редкость. Хотя на самом деле это не так. А во-вторых, у людей возникло своего рода чувство пресыщения. И в результате какими-то марками просто «объелись». Так произошло, например, с той же маркой Florenza.
- Стоит ли рассматривать винтажную бижутерию как вариант для инвестиций? По аналогии с антиквариатом.
- Брендовые украшения, особенно выпущенные при жизни основателей марки, действительно неплохо растут в цене. С массовой винтажной бижутерией, даже с именем, несколько сложнее. Хотя дешеветь она точно не будет.
Но магия имени вносит свой процент в стоимость. Особенно если марка до сих пор существует, как например Chanel, но качество не идет ни в какое сравнение со старыми вещами. Раньше украшения и по себестоимости были дороже, и делались с расчетом на то, чтобы служить долго. А сейчас с некоторых вещей можно стереть имя бренда — и ты не отличишь их по качеству от какого-нибудь H&M.
- То есть история о более высоком качестве винтажных украшений по сравнению с современными вещами — это не миф?
- Нет. Хотя могут быть нюансы, и нужно смотреть на год выпуска. Есть два важных понятия: количества технологических операций, произведенных для изготовления вещи, и цикл ее жизни. Раньше оба этих параметра были совершенно другими. Вещи не делались на один сезон, и заложить сложность производства в стоимость было легче. Сейчас же в большинстве своем стараются свести эту стоимость до минимума. Я не знаю, стоит ли верить в теории заговора. Но есть довольно популярная гипотеза: поскольку вещей должно покупаться много, срок их жизни намеренно делают гораздо более коротким. Чтобы у человека вскоре возникла необходимость пойти за новой.
- Достаточно тонкий момент из взаимоотношений покупателя и продавца в эпоху развитой интернет-торговли можно описать как «А на ebay дешевле!». Тем не менее, не все покупатели уходят в интернет, и местные продавцы не вымирают. Как ты думаешь, почему?
- Надо понимать, что когда продавец привозит сюда какую-то вещь, он тратит время на поиски, сбор информации, описание. Берет на себя все риски по доставке. Естественно, это все отражается на стоимости вещи. И люди, которые покупают здесь, это понимают. Те, кто приходит со словами «А на ebay это стоит доллар» всегда вольны купить там. Еще один популярный аргумент: а на блошке в Америке я видел такую вещь за столько-то. Но при этом люди забывают, что вещь нужно оттуда привезти. Но вряд ли они будут готовы оплатить билеты в Америку. Так что основная наценка складывается из двух вещей: риски и информация.
- Плюс возможность посмотреть и потрогать вещи, что называется, живьем.
- Да. Многие люди не умеют покупать, не подержав вещь в руках. Многие фотографии на ebay такого качества, что порой с трудом можно понять, о чем вообще идет речь. Тем, кто давно и профессионально занимается украшениями или чем-то другим, проще, поскольку глаз уже наметан.
- Насколько остро стоит в сфере винтажной бижутерии вопрос о подделках?
- Это скорее не подделки, а такая стилизация. Я на самом деле восхищаюсь китайцами. Они очень ловко упрощают все, но при этом умудряются делать вещи похожими. Хотя отличить одно от другого, если ты видел настоящую вещь, на самом деле довольно легко. Подделывать один в один невыгодно: слишком сложно, да и сделать недорого не получится.
- И традиционный сейчас вопрос: что, на твой взгляд, ждет рынок винтажа в связи с новым кризисом?
- Сразу уточню, что мой прогноз не относится к той части рынка, где обитают крупные арт-дилеры, антиквары и профессиональные коллекционеры. Этот «премиум»-сегмент является нечутким к внешним факторам. Коллекционеры и клиенты значительного достатка и больших амбиций реализуют свои мечты вне зависимости от внешних экономических факторов.
Если говорить о среднестатистическом покупателе доступных антикварных предметов декоративно-прикладного искусства, то лично я вижу две основные тенденции. Первая связана с опытом кризиса 2008-2009 года. Тогда ощутимо вырос спрос на недорогие изделия и самым решающим фактором был небольшой средний чек.
Второй фактор — возросшая в нестабильные времена потребность в положительных эмоциях от покупки. Кто-то с стрессом сражается в спортзале, а кому-то важнее хоть на время забыть про кризис за утренним чаем, сервированным в красивом кофейном наборе Эдвардианской эпохи. Покупка антиквариата, обладающего эстетической и практической ценностью, делает процесс потребления привлекательным и осознанным, поэтому имеет особый терапевтический эффект. Это не платье из Zara, которое через сезон отправится на дальнюю полку шкафа. Схема «пойду на Тишинку и куплю себе что-нибудь недорогое, но красивое и полезное» - общий тренд, который мы ожидаем.
Кроме этого, можно ожидать ещё одну тенденцию: смещение текущего спроса в сторону более качественной продукции. Если раньше покупатель предпочитал купить больше, но дешевле (с соответствующей этому невысокой эстетической и антикварной ценностью), то сейчас внешние факторы мотивируют его тратить с умом. Ключевой здесь является инвестиционная привлекательность покупки. Можно потратить сумму побольше, но чтобы через несколько лет приобретенное стоило процентов на 30 больше. Для нас это значит, что продаваться будут не велосипеды и не лимузины, а что-то среднее. Это, с одной стороны, будет сопровождаться уменьшением спроса и сокращением объёма самого рынка (что для участников несколько печально), но с другой стороны, поможет окультурить этот рынок и подтянуть вкусы покупателя на более высокий уровень.
Спрос на качественную продукцию будет расти, и одновременно будет уменьшаться привлекательность рынка некачественной, ширпотребной и плагиатной продукции. В этом, если задуматься, и состоит цель всех приличных антикваров, профессиональных коллекционеров и любителей старой выдержанной временем красоты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий