четверг, 25 сентября 2014 г.

Почему Иваново - не Лондон?

Этот пост поначалу может показаться отступлением от темы блога. Так что предлагаю считать его чем-то вроде продолжения рубрики "Из жизни коллег".

Я давно хочу себе кеды с этой картинки. Это коллаборация Vans и моей любимой британской фирмы Liberty. Той самой, с прекрасным одноименным универмагом на Ридженс-стрит в Лондоне. От первых тут собственно фирменные кеды, от вторых - фирменный принт. Это не абы кто, а Уильям Моррис, между прочим. Liberty приобрели права на некоторую часть его наследия после закрытия фирмы Morris & Co в 1940 году.

Вариантов тапок много, разлетаются, судя по сайту, как горячие пирожки. Вот еще одни для примера.



Liberty - это моя любимая история про работу с национальным художественным наследием. Когда-то, в конце 19 в, эта фирма страшно раскрутились на волне популярности Движения искусств и ремёсел, эстетизма, увлечения японским искусством и других прекрасных английских веяний того времени, которые тут активно популяризировали и продвигали. И название итальянскому варианту модерна, кстати, дала она же. В упомянутом универмаге в Лондоне есть четвертый этаж, где до сих пор продают антикварную мебель, предметы интерьера и украшения того времени, в основном стиля Движения искусств и ремёсел. Лично мне хочется там жить.

Компания сегодня успешно продает современных британских дизайнеров, в определенном смысле продолжая ту свою политику, но я рассказывала про наследие.... 

Это, совершенно особое направление в деятельности Liberty. Лучше всего рассматривать его на примере тканей. Liberty когда-то сделала себе имя на обоях, тканях и всем таком прочем, на чем хорошо смотрится раппортный (то есть повторяющийся) орнамент, специально заказывая рисунки хорошим художникам и дизайнерам своего времени. Собственно, они продолжают успешно делать это до сих пор, сохраняя в коллекции как винтажные принты, так и создавая новые. Их ткани - это отдельная тема. Они весьма недешевы - что-то от 20 фунтов за метр в розничной продаже. Но репутация такова, что хлопок Liberty закупают многие производители одежды, дорогих сорочек, например.

Но вернемся к heritage-принтам. Скажем, в Liberty продают вещи и ткани с каноническим принтом Уильяма Морриса "Клубничный вор" (Strawberry Thief). Его правда, немного адаптировали, уменьшив рисунок в масштабе. Кто знает оригинальный принт Морриса для обивки мебели, он довольно крупный, гораздо крупнее. 


Вот еще один до сих пор выпускающийся рисунок 1887 года


А этот - начала 20 в,, тоже адаптированный



И эти фирменные рисунки используются Liberty везде - от банальных блокнотиков до неземной красоты аксессуаров. Помимо Vans фирма делает аналогичную коллекцию обуви, например, с Nike.

Так получилось, что это снова немного переработанный Моррис+другие принты из 30-х.


Все стоит очень нескромно. Но оно и понятно - наследие же :)

Или другие примеры.

Открываю я, скажем, британский Harper's Bazaar и вижу там материал о новой коллекции Burberry, посвященной творчеству знаменитой художественной группы из Блумсберри. 

Смотрю я на это все - и за державу, что называется, становится обидно. Разве у нас не было достойных кружков, объединений и группировок? От Абрамцевского кружка и Талашкина до Бубнового валета и Голубой розы.

Из архивов первых двух можно просто брать готовые образцы вышивок, рисунков и орнаментов - они все это делали. Поскольку Абрамцево и Талашкино - это модерн, многое из их наследия можно применять, даже не особенно адаптируя - будет смотреться вполне себе современно.

Сразу после революции художницы первого ряда делали сумасшедшие принты для ткани. Но ок, эта тема специфическая и может не всем нравиться. 

Возвращаясь к тканям... Казалось бы, топай в архив Музея текстиля в Иваново с богатейшей коллекцией тканей за несколько веков и выбирай. А потом выпускай обувь или сумки.




Это роскошный музей - очень современно сделанный, с концептуальным оформлением экспозиции и неравнодушными, не разочаровавшимися работниками. И, кстати, расположен он в удивительно хорошо сохранившемся особняке стиля модерн, когда-то принадлежавшем основателю собрания местному фабриканту.

Этого не то чтобы нет совсем. Есть, но очень часто в виде подиумных историй, с неочевидными способами покупки, пугающими формулировками "цена по запросу" и отсутствием тиража. А я, как ленивый покупатель, который любит интернет магазины и не любит заморачиваться, хочу чтобы все было просто и доступно. Но с философией - как кеды из "Либерти" с принтом от Уильяма Морриса.

Что за последнее время было у нас такого?

Другой вопрос, что сами ткани в Иваново, как говорят, больше не производят - только отшивают из закупленных где-то ещё. Да и есть ли у нас свои производители тапок?

У нас я пока вижу только один ясно оформившийся в российском фэшн-дизайне путь работы с национальным художественным наследием. Для себя я определила этот стиль как неоимперский или псевдоимперский - по аналогии с неорусским, неовизантийским и прочими ретроспективными и в значительно степени фантазийными стилями. У него еще есть распространенное ироничное название "И вальсы Шуберта, и хруст французской булки". Относит он, понятно, к образам и стилистике дореволюционной России.

Мне лично кажется, это его уже действительно пора выделять в отдельное стилевое направление в декоративно-прикладном искусстве. Ювелир Петр Аксёнов, про крымскую коллекцию которого хочу написать подробно, Masterpeace с их финифтью - это все туда. Но это тема для отдельного разговора. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий