вторник, 24 июня 2014 г.

Зачем я придумала этот блог?

Программный пост о том, зачем все это.

Я придумала этот блог, чтобы делиться собственной любовью к российским традициям декоративно-прикладного искусства, интерьера, моды и т.д. Я ношу финифть и кружева, павлово-посадские платки, а российское серебро фабрики "Красная пресня" считаю одним из лучших в мире. Мне нравятся отечественный часовые марки, особенно винтажные. У меня дома есть посуда из Гжели и отечественный фарфор, гобелен и вышивки.



Я довольно активный потребитель  разных отечественных блогов, и меня не покидает ощущение, что этот культурный элемент, когда речь заходит о моде и стиле, из нашей жизни как-то выпадает. И попытки глянца начать разговор о "русском стиле" также обычно разочаровывают, поскольку в них нет того, что лично у меня непосредственно с ним ассоциируется. И мне обидно, что это считает немодным. Хотя вполне может быть частью современного стиля.



Хотелось бы, чтобы люди знали, что традиционное искусство не ограничивается хохломой, гжелью и павлово-посадскими платками. И уже тем более оно не исчерпывается определением "русское-народное" или "крестьянское". Слышали ли вы например о современном якутском серебре, которое разрабатывает совсем другую традицию? И как быть с богатейшими дореволюционными традициями ДПИ, которые существовали в нашей стране?






Я довольно давно собираю промыслы и традиционное искусство, не только российские. Ну то есть как собираю - время от времени стараюсь покупать на выставках и в поездках вещи хорошего уровня. До осмысленного коллекционирования пока, конечно, далеко, да и нет достаточно средств и возможности ездить по всем заповедным местам. В качестве иллюстраций к посту - по большей части как раз предметы из моей маленькой личной коллекции. У меня для самой себя есть условие: вещи должны быть утилитарны. Во-первых, не люблю совсем бессмысленные пылесборники. Во-вторых я за красоту была, а менять мир лучше начинать с себя. Поэтому собираю в основном украшения, аксессуары, шкатулки, керамику и фарфор.



У меня есть общий блог под названием "Жизненно" в ЖЖ, где я пишу обо всем, что мне интересно. В какой-то момент я окончательно засомневалась в перспективах ЖЖ, во вторых возникла потребность сузить тематику, чтобы люди, заинтересовавшиеся декоративно-прикладным искусством, не продирались к нему через посты со ссылками на статьи о спорте. Так и отпочковалась "Русская старина".





Название позаимствовано из истории отечественного искусства. "Русская старина" - это название музея, созданного в начале XX в упомянутой в заглавии княгиней Марией Тенишевой. Аристократка, меценат, личность волевая и своеобразная, судя по всему, но несомненно выдающаяся и волевая, она однажды, вероятно под влиянием времени, влюбилась в традиционное русское искусство, стала его пропагандировать и собирать. 
Насобирала много, и так и не сумев заинтересовать своей коллекцией государство, которому было не до того в ту смутную годину, построила для нее музей сама - в Смоленске, недалеко от имения Талашкино. Он стоит до сих пор, правда, от былой роскошной коллекции, как говорят, осталась только часть. 




В процессе своего собирательства Мария Клавдиевна стала использовать коллекцию исторических образцов как образцы, затеяв развивать новый стиль. Про знаменитые  мастерские и артистическую колонию в Талашкине слышали, думаю, многие. Наряду с Абрамцево Мамонтовых это - один из крупнейших центров, где разрабатывалось так называемое национально романтическое направление русского искусства рубежа веков. Выставлять новое и старое Тенишева имела обыкновение вместе. 
Ни на что такое я, разумеется, не претендую, но концепция мне нравится с годами все больше и больше. 



В планах создать несколько постоянных рубрик. "По городам" или "По домам", старинным или современным, но в любом случае интересным. Или "Тест-драйв" - о том, как органично могут существовать все эти вещи в нашем бытовом мире. первый пример можно найти здесь. 

Надеюсь, вам будет интересно. 

Ваша Екатерина



1 комментарий:

  1. Вы очень верно сказали о серебре. Лично я его очень люблю и если есть возможность то балую себя ювелирными украшениями из серебра. Недавно решила большой серебряный крест купить в подарок отцу на День Рождения. Он был счастлив.

    ОтветитьУдалить