Когда некоторое время назад на горизонте возникла командировка в Астрахань, я очень обрадовалась. Возможность поездить по России, да еще с хорошей организацией - это всегда здорово. А сама отпуск или выходные там я вряд ли запланирую. И совершенно не пожалела! Город произвел на меня поразительное, совершенно неожиданное, хотя и неоднозначное впечатление.
На этом - что неоднозначное - кстати, сошлись все, с кем мы обсуждали эту тему. Он, город, ведь очень красивый: умыть, "причесать" - и будет конфетка. Но в то же время нет ощущения, что он в заботливых хозяйственных руках. А хуже даже - у меня не возникло ощущения, что нынешним жителям в большинстве своем есть до всей этой красоты и истории дело. Словно они не воспринимают ее, как свою, не чувствуют с ней связи. Может, ошибаюсь - я не знаток астраханских реалий.
Отправившись как-то на прогулку после возвращение из степи, я просто утонула в этой пластике фасадов, богатой, живой, в этом скульптурном декоре, в этих мансардах, вазонах и прочих затейливых надстройках на крышах . Обошла, собственно, всего несколько улиц в центре, но и этого хватило для сотен фото. Фантастика - хочется рассматривать каждую деталь, каждое окно и все это скорее документировать. Хоть, как в старину, альбом образцов выпускай. Пластика как правило везде сохранилась, пусть и с утратами, хотя с отделкой беда. Какие-то дома стоят пустыми и заброшенными - и разрушаются, естественно, быстрее. По тексту получается очень мрачная картина, но на самом деле это не совсем так, о чем скажу ниже.
А вот это мой любимец. Этот модерн, вдруг возникший посреди астраханской улицы, поразил меня настолько, что прямо на месте полезла смотреть, что за диво такое. Интернет говорит: доходный дом Плотниковых, часть большого некогда владения. Начало 20 в.
По ощущениям, архитектор, стремясь показать все возможности стиля, немножко ошибся с пропорциями и масштабом - всем этим роскошным по форме окнам тесновато на фасадах небольшого трехэтажного дома. Но в этом есть свое очарование.
Судя по всему, это не был обычный вкус - модерна, особенно в таком чистом виде и именно такой, строгой, его вариации, мне в городе попалось немного. Цвет астраханского купечества (а тут в основном строились они, надо полагать) предпочитал по-русски богатый историзм с вариациями. Но очевидно, были и люди совсем передовых вкусов. Возможно, подсмотревшие их в каком-то из деловых путешествий.
Иногда вдруг возникает и вовсе прибалтийский такой вариант модерна. Дом, конечно, не в лучшем состоянии, по посмотрите на проемы на первом этаже. В Хельсинки такие сплошь и рядом.
Хотя встречается и такой вариант, ближе к франко-бельгийскому.
Масса прекрасных деревянных деталей: дома, столярное заполнение, которое непостижимым образом сохранилось в первозданном виде, и т.д.
Теперь о том, что это на самом деле не мрачно-трагический пост. Очевидно, что состояние исторической застройки в большинстве своем - катастрофическое. Но за всем этим лично мне увиделась прежняя Астрахань: богатый, красивый город, умеющий и любящий жить красиво и ярко. Другие люди этого бы не построили.
Улыбнулась, увидев рядом с Кремлем эту вывеску.
В ней для меня - суть города. Здесь от всего подлинного, здешнего ждешь такого же ухарского размаха. Чтобы самое большое в мире, самое лучшее, самое диковинное. Из-за этого запущенного фасада, если включить воображение, прет такое умение жить, такая к этому любовь, что ой-ой-ой. Другой вопрос, что те, кто это строил, здесь давно уже не живут. Их потомки, скорее всего тоже. Или же у тех отшибло память. Трагедия многих-многих городов, переживших социальные катаклизмы.
Чтобы понять, а что же это были за люди, построившие тот, старый, город, пошла в местный краеведческий музей. На выставку, посвященную Астрахани рубежа веков. Небольшая, сделанная по мере возможностей, фактически на 2 зала, но в целом подтвердившая мои предположения. Просто посмотрите фото.
Комментариев нет:
Отправить комментарий