воскресенье, 3 мая 2015 г.

Ave, Майя: в память о Майе Плисецкой


Вчера, 2 мая, не стало Майи Плисецкой. Великой балерины, иконы стиля и образа жизни, блистательной женщины, музы. Ей можно подобрать еще много эпитетов. С ней ушла эпоха, и в данном случае это вовсе не клише.

Ей было 89 лет, осенью должно было исполниться 90, вовсю шла подготовка к юбилейным торжествам... 

Каким бы эфемерным, неосязаемым ни было искусство балета, после Майи Плисецкой останется очень много... Записи ее спектаклей и номеров, впечатления... Сейчас те, кому повезло встречаться, общаться, дружить и быть знакомым, активно этим делятся. И я стараюсь читать все, что появляется в заслуживающих доверия источниках. Чтобы еще раз прикоснуться к магии этого человека. Очень рекомендую, например, вот этот текст одного из моих любимых авторов Сергея Николаевича на "Снобе". Почитайте, сейчас очень редко так пишут.

Еще останется множество чарующих фотографий очень красивой женщины, чьи природные данные так выгодно подчеркнула балетная грация и тонкость. Я очень люблю, например, снимок, ставший заглавным в этом посте. Он был сделан в Нью-Йорке, кажется в середине 60-х.


С мужем Родионом Щедриным. Одно из первых фото в качестве супругов.





То самое фото из статьи Николаевича. С Гагариным после "Лебединого".

Неслучайно Плисецкая часто становилась моделью для художников. Одна из моих любимых фарфоровых скульптур, например, изображает ее в знаменитой "Кармен-сюите". Мечтаю иметь такую, но, кажется, она не была запущено в серийное производство, в отличие от волшебной Ахматовой Данько. 



Или вот знаменитое детское фото Плисецкой в зубном кабинете деда: это 1927 год, будущей балерине здесь два года. 



Еще остались потрясающие воспоминания. Обязательно найдите их и прочитайте. Для меня мемуары Плисецкой и Галины Вишневской стали откровением, которое навсегда лишило способности понимать желание воскресить некоторые вещи из недавнего прошлого страны. А ведь это жизнеописание очень успешных, сумевших побороться с системой людей...



Еще одно откровение: кажется, что Плисецкая, несмотря на свой статус, всю жизнь была очень простым человеком в лучшем смысле этого слова. В разгар международной карьеры не говорила на иностранных языках, например. Подкрепить это впечатление помогает вот эта запись: только послушайте, как она, прима, отвечает на вопросы, как рассказывает!


Знаю, что к осени (предполагалось, что к юбилею) готовятся две очень любопытные книги, посвященные Плисецкой. Очень хочется, чтобы все у этих проектов сложилось, и они вышли поскорее.

2 комментария:

  1. Спасибо за ссылки на статью и видео, обязательно посмотрю!
    Удивительно, буквально позавчера читала о жизни Суламифь Мессерер. Там рассказывалось в том числе и о том как они заботились о Майе, как в комиссионном магазине она покупала детские вещички для Майи, чтобы одеть её как куколку.

    ОтветитьУдалить