пятница, 9 января 2015 г.

Винтаж по-русски. Татьяна и Hush Honey Shop. Часть 1.

Так получается, что новый год в блоге начинается с совершенно новой рубрики. Пожалуй, это символично. 

Мне всегда нравился этот творческий прием у прекрасной Гаранс Доре — выбирать в герои своих друзей-знакомых. Они у нее все такие замечательные: пишут песни, делают лампы или одежду, фотографируют. Чудесный мир малых дел, которые преобразуют жизнь к лучшему. 
Мне всегда хотелось делать в блоге интервью, один из любимых моих жанров, тем более, что и у меня хватает интересных и замечательных людей вокруг. Которые понемногу делают окружающую действительность красивее и лучше. 

Все фото, за исключением обезьянок - facebook героини

В первом выпуске рубрики «Интервью» замечательная Татьяна, хозяйка Honey Hush Shop, который сейчас они ведут вместе с не менее замечательным Ондрой. Говорили о винтаже, вкусах российских покупателей и о том, почему ebay никогда не уничтожит локальных продавцов. Разговор будет в двух частях, обратите внимание. 

Мы с Таней познакомились когда-то давно на выставке, где каждая была со своими прилавочком. Тогда она занималась в основном винтажной бижутерией, и именно у нее я купила свои первые клипсы — разумеется, с камеями. Потом были еще камеи, итальянская микро-мозаика. 

С тех пор я при любой возможности пристаю к Тане с расспросами, потому что она - прекрасный рассказчик и по-настоящему любит все эти вещи. А я люблю таких увлеченных людей. К сожалению, Татьяна уверяет, что не любит писать (не верю, тем более что получается у нее здорово, убедиться можно в ЖЖ и фейсбуке). Но я не оставляю надежды однажды уговорить ее сделать книгу о винтаже на русском языке и с отечественным материалом. Даже если мне придется ходить за ней с диктофоном и потом все эти записи самой обрабатывать. Но я знаю, что это могла бы быть очень крутая книга (а во мне с прошлого года проснулся и никак не хочет засыпать редактор-креативщик).


Со времен нашего знакомства Honey Hush Shop немного поменял формат, и в плане бижутерии практически полностью ушел в сферу украшений от крупных модных брендов-империй. Это не совсем my cup of tea. Но если ваша — очень рекомендую, выборка там прекрасная. Также теперь есть волшебная посуда и даже чайники Кристофера Дрессера. И иногда появляются волшебные вещи вроде дивной парной броши с обезьянками, которую я  хочу-не могу. 


Но об этом как-нибудь в другой раз. 

- Начнем с истории. Как в твоей жизни появился винтаж?
- Началось все достаточно давно с бижутерии. Такая классическая история. После окончания университета я поехала на год в Германию, где по воскресеньям никакого шоппинга, кроме как на блошках. И мы с подружками это дело очень полюбили.

История получила продолжение через много лет. В 2008 году, когда в стране грянут кризис, журнал, в котором я работала, закрыли. Однажды в секонд-хенде я увидела тетеньку, у которой были какие-то интересные клипсы в горошек. И я их как-то с первого взгляда полюбила. Тогда у меня уже был ЖЖ, и я предложила: давайте я сфотографирую ваши клипсы и выложу в интернет. Если продадутся — отлично. Она согласилась. Так мы подружились, и все завертелось. Какие-то вещи попадались с клеймами, которых я не знала, но очень хотелось что-то про них найти. И я втянулась, решила изучить ebay. Это был старт. Оказалось, что здесь винтажную бижутерию в принципе немножко знают, но глобального предложения еще не было. Так я постепенно заняла свою нишу.



Потом заниматься украшениями стало достаточно утомительно, появилось много продавцов, у которых и бюджеты побольше, и коллекции получше. И я стала думать о том, чтобы попробовать что-то еще. На каком-то маркете моя соседка продавала один чайник. Он мне очень понравился, и я его купила. Это было году в 2009-м. Чайник оказался древним, что-то около 1850-го года. До сих пор у меня стоит, и я с удовольствием им пользуюсь. 
Так я начала сворачивать в сторону посуды. Потом к этому добавились винтажные брендовые украшения. 





- Почему ты решила заняться этим сегментом?
- Во-первых, магия брендов у нас по-прежнему очень сильна. Люди слышат Chanel, Hermes или Tiffany и сразу млеют. Просто серебряная ложечка и ложечка от  Tiffany – это в коммерческом смысле разные вещи. Поэтому я увидела в этом потенциал.

- Насколько перспективными с точки зрения охоты за редкостями являются популярные интернет-площадки вроде ebay или etsy?
- Я ими тоже пользуюсь. Но нужно понимать разницу между продавцами-любителями, например, старушкой, которая расчищает свой чердак, и полноценными магазинами, нацеленными на прибыль. Уровень цен у них может существенно отличаться. Но в любом случае интернет-площадки очень удобны тем, что дают представление, сколько та или иная вещь стоит в других частях света.

Сейчас мы участвует во многих аукционах помимо ebay. В том числе «живых», которые позволяют делать ставки онлайн. Ездить самим было бы неплохо, и многие так и делают, но образ жизни с постоянной работой этого не позволяет. Бывают и достаточно странные на наш взгляд аукционы вроде раздела имущества при разводе. При этом у людей может быть около 15 сумок Birkin и еще масса любопытного. И с каждым лотом тебе все интереснее: кто эти люди? Чем они живут? Бывают государственные аукционы, которые распродают вещи разорившихся людей или должников. 

- В мир этих аукционов может зайти любой?
- Как правило, у человека все таки должна быть какая-то история. Этим такие аукционы  отличаются от ebay, где можно играть и при этом оставаться практически анонимным. Здесь нужно звонить, разговаривать, предоставлять гарантии и рекомендации от других аукционов и т. д. То есть это достаточно закрытый мир, но при большом желании попасть туда можно.

- Насколько там рады покупателям из России?
- Они иногда удивляются, конечно. Но в целом Россия частенько бывает там представлена. Была забавная история: на одной выставке мы познакомились с коллегами, и оказалось, что мы участвуем в одном аукционе. Так что покупатели из России — на зарубежных аукционах  не диковинка. В принципе их организаторам все равно, откуда клиенты, если они ведут себя адекватно, вовремя предоставляют оплату и соблюдают другие правила.


- Сроки доставки в Россию — большая, всем известная проблема. Неслучайно многие зарубежные продавцы отказываются отправлять сюда вещи, а их страховые компании — покрывать риски, связанные с такими посылками. Что очень ограничивает любителей винтажа в нашей стране.
- Конечно. Правда, бывают разные истории. Например, продавец, у которого есть нужная тебе вещь, не доставляет в Россию. Ты пишешь ему нежное письмо с просьбой передумать. И некоторые соглашаются. Один англичанин как-то в ответ на такое письмо все равно отказался. Но спустя месяц прислал мне развернутое послание, в котором рассказал, что обдумал ситуацию и пришел к выводу, что, возможно, многого себя лишает, отказываясь иметь дело с российскими покупателями. И в благодарность за эту идею хотел бы выслать мне ту чашечку в подарок.

Но в целом их позиция понятна: в Россию все едет очень долго. А у того же ebay очень строгие правила доставки. Те сроки, которые у нас считаются нормальными, для этой площадки — выход за пределы допустимого. Поэтому у покупателя появляется возможность открыть так называемый кейс. И продавец, боясь испортить себе рейтинг, вынужден возвращать деньги. Многие этим пользуются, получая и деньги, и вещь. И даже открыто хвастаются подобными случаями в интернете. И продавцы, зная об этой тенденции, изначально не хотят идти на риск. Именно поэтому сразу говорят нет  российским покупателям. 

Если вещь понравилась, но продавец не предлагает доставку в Россию, можно пользоваться услугами площадок-посредников с американскими или европейскими адресами. Собирать все там, а потом отправлять к себе одной посылкой. Это стоит не так дорого, но по срокам получается еще дольше. Так что подарки на дни рождения так лучше не покупать. Или делать это сильно заранее, месяца за четыре. 

- Насколько реально в наше время найти на аукционах что-то действительно ценное за небольшие деньги? Или это скорее история из серии «Рембрандт на чердаке»?
- Конечно, это маловероятно. Но редкие исключения случаются. Однажды я купила лот камей, которые не были атрибутированы. Одну из них по стилю я датировала 20-ми годами XX в. Типичное ар-деко, серебро, ракушка. Вещь была с клеймами, но мне было не до того, чтобы серьезно их изучить. И уже потом, когда она уехала к покупателю, я выяснила, что это авторская камея одного известного ювелира, которая была сделана в последний год его жизни. Это известно точно, поскольку он утонул вместе с «Титаником». С такой историей вещь, конечно, могла бы стоить гораздо дороже. Так что такие истории случаются, но для этого нужно копать. На поверхности такого не найти.



- Сейчас на российском рынке достаточно много людей занимается винтажной бижутерией. Можно составить какой-то собирательный портрет продавца?
- У многих есть красивая легенда, как они пришли к этому. На самом деле все может быть более прозаично. На самом деле, чаще всего люди просто чувствуют, что ниша слегка не занята — и идут туда. А чтобы это все засверкало, придумывает историю об оставленной бабушкой коллекции и т. д.

Покупатель немножко пресытился новыми вещами. И многим хочется чуть состарить свои деньги с помощью старых вещей. На этих эмоциях продавцы и играют. Например, есть красивый серебряный чайник, которому лет 120. Какая разница, купил ли ты его сам неделю назад или получил от бабушки?

Потихоньку отношение к старым вещам у нас меняется. Было время, когда людей смущало то, что до них это кто-то носил. Но ведь и в квартирах, которые люди покупают, зачастую кто-то жил до них. Раньше это часто приходилось объяснять, в свое время меня это даже смущало.
Но сейчас старые вещи все больше воспринимают как показатель того, что у тебя самого есть история. Даже если когда-то эти вещи принадлежали другим людям. Но ведь сейчас они твои! Тем более, что в современном мире такой кошмарное перепроизводство, что пора включать экосознание и начинать пользоваться вещами, состояние и качество которых позволяет это делать.

Бывает и так называемый dead stock: вещи долго лежали на складах давно закрытых магазинов, но разбирать и выставлять на продажу их начали только сейчас. Такое встречается достаточно часто. Эти вещи новые, в упаковке, с ярлычками, хотя выглядят они все равно иначе, чем современные. Ценность таких украшений может быть выше. У многих вещей раньше не было клейма, а была бумажная бирка. И если она сохранилась, это позволяет атрибутировать предмет

Вторую часть интервью ищите в блоге в ближайшее воскресенье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий