воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Краткая иллюстрированная история ростовской финифти

Вернувшись из Ростова, который день думаю, как причудливо сложились некоторые вещи в судьбе русского искусства. Да и России вообще. Мы порой считаем иностранными вещи, имеющие российского происхождение (салат Оливье, например). И принимаем как родное то, что на самом деле было завезено к нам откуда-то (как матрешку или Екатерину II). 

Или вот еще пример... Завезли когда-то из Франции при Петре Первом модную, элитарную и дорогую технику эмалевой миниатюры. Со временем она осела в Ростове. Лучше всего у местных пошли религиозные образы, видимо, сказалась традиция. И немного портреты. В каком-то смысле, французская эмаль обрусела уже тогда. Главным клиентов была церковь, но предприимчивый люд быстро стал работать и на рядового потребителя. Сейчас как-то не очень уже помнят, что успешные дореволюционные промыслы (они далеко не все старше 1917 года) по сути своей были крепко привязанным к жизни бизнесом, а не какой-то малопонятной простым поклонницам модных журналов штукой, которую зачем-то нужно сохранять. 

После революции спрос на иконы, понятно, заметно упал. Художники переключились на портреты вождей и культурных героев. 




Если бы на эмалевые миниатюры с Лениным или Пушкиным подписывали, как на газету "Правда", жили бы и сейчас в Ростове сплошь портретисты. Но новая власть как-то не додумалась. Поэтому люди перепрофилировались в пейзажистов: дорога, зима и прочие берущие за душу картинки вечны и хороши при любом режиме. Как и архитектурные жемчужины. 



И, конечно, сказки. Настоящая палочка-выручалочка для промыслов, потерявших основной источник сюжетов. Хотя такой же ведущей темой, как в лаковой миниатюре, в финифти русские сказки не стали.




Поначалу оправляли в дерево, но быстро стало ясно, что хорошей конфетке такая обертка не по чину. Тогда из Костромы завезли скань, без которой сейчас финифть и не представить (на дворе между тем вторая четверть 20 в, промыслу уже сто лет в обед). И у миниатюр с кружевами из драгметалла как-то быстро срослось. Где-то тогда же пальму первенства в ассортименте начали перехватывать украшения. 

Второе судьбоносное объединение традиций случилось вообще после войны. Живописный минимализм в Ростове как-то не прижился, а так был бы конкурент Дизайн Дистрикту в Хельсинки, где бусы как из местных архивов, только деревянные, до сих пор тоннами продают японским туристам. 



И тогда людям сказали: пишите как в Жостово, цветочки, мазковая манера (вместо прежней точечно-пунктирной), все дела. Так высокое европейское искусство превратилось в что-то русско-народное и родилась современная классическая финифть (как многие ее воспринимают). 




Украшения, словно из шкатулки богатой телом купчихи, которая оставив стынуть блюдце и пожурив кошку, выходит в полисадник, обернувшись шалью с теми же жостовскими цветами, а в ушах звенят сережки в богатой оправе. И которой никогда не было.

Эту историю очень удобно пересказывать друзьям, которые думают, что "финифть - это только цветочки". Как показывает практика, таких людей очень и очень много. 

И еще немного самых неожиданных творческих поисков ростовских художников по эмали.




Точечно-пунктирная техника, доведенная до абсолюта. Просто присмотритесь!

На всех иллюстрациях - предметы из коллекции музея фабрики "Ростовская финифть". Очень советую, планируя путешествие в Ростов, выбрать тур с посещением этого музея или же включить его в собственный список. Крюк по городу будет небольшим, в отличие от впечатлений и удовольствия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий